Телеканал ТНТ начинает показ сериала «Домашний арест» про мэра-коррупционера, которого ловят с поличным и избирают нестандартную для таких дел меру пресечения — домашний арест по месту прописки, в коммуналке из детства.
В сериале гротескно представлена краткая энциклопедия русской жизни конца десятых годов XXI века: коррупционеры-чиновники во дворцах, сотрудники ФСБ, вербующие мать больного ребенка за обещание купить тому игровую консоль, пожилая женщина, откладывающая пенсию на «подарки» врачам, доцент университета — белоленточница, которая за «Крым не наш»; содержанки разных мастей, бизнесмены, дающие откаты и параллельно сотрудничающие с органами, простые работяги, уговаривающие вторую половину ехать в Крым «да хоть в марте».
В конце нулевых, когда на крупные СМИ уже пошел накат, о политике внезапно начал писать глянец. GQ, Maxim, Esquire, Cosmopolitan стали делать интервью с лидерами протеста и публиковать ироничные заметки о власти, уже невозможные в большинстве общественно-политических изданий. Глянцевая вольница продолжалась несколько лет по простой причине: издания развлекательного характера просто не попадали в мониторинги, которые ежедневно носят на столы с малахитовыми подставками под письменные приборы. В конце десятых эту нишу, судя по всему, займут сериалы.
Более того, все сериалы, так или иначе касающиеся политики, на самом деле создают альтернативную, но непротиворечивую (относительно друг друга) российскую реальность.
Вот «Спящие», где описан мир околобогемы, где министр финансирует фильмы оппозиционера, а чиновник вносит законы про нравственность, не вылезая из постели 20-летней любовницы. Вот «Садовое кольцо», где высокий средний класс выбирает между уезжать или оставаться, сталкиваясь параллельно не на словах, а на деле с классовой ненавистью со стороны собственной прислуги.
«Домашний арест» от ТНТ тоже ни разу не противоречит сериальной российской реальности. В нем та же жизнь элиты, пусть провинциально-гротескная, с позолоченными колоннами и перекачанными силиконовыми губами, та же ненависть тех, кто стоит на ступень ниже, те же siloviki с холодными глазами, то же фрондирование, когда транслируемые правила и нормы отличаются от норм и правил для себя.
Жизнь тех, кто не берет и не дает взятки, показана тоже вполне реалистично: коммуналка, сбережения за полгода — менее тысячи рублей.
И пронзительно в сериале слышатся фразы ребенка: «Мама, ты не брала, а я буду брать. Чтобы ты хорошо жила».
В нынешних сериалах про «околополитику» блестяще представлен нынешний российский незатейливый выбор. Или ты в системе, на прессу произносишь «Крым наш», требуешь духовных скреп. За это тебе дают денег на непубличный ресторан вечером с несовершеннолетними девушками. Или же ты протестуешь и за это получаешь.
Предвижу реплики некоторых депутатов с предложением запретить определенные российские сериалы, как очерняющие Россию.
Эти реплики будут даны в дорогом ресторане под лососевый тар-тар. За автором реплики подъедет черный автомобиль представительского класса и унесет его к несовершеннолетней любовнице.
Если вы хотите, чтобы в сериалах был другая Россия, — начните менять ее. Начните с себя.
Публикации рубрики «Мнение» выражают точку зрения их авторов.
Источник: