Мария Дубовик в судеВладимир Песня / РИА Новости
Дорогомиловский районный суд Москвы отпустил под домашний арест двух фигурантов дела о так называемой экстремистской организации «Новое величие» — 19-летнюю Марию Дубовик и 18-летнюю Анну Павликову. И следствие, и прокуратура признали, что девушки страдают хроническими и острыми заболеваниями, не могут оказать давление на следствие и едва ли попытаются скрыться. То есть, по сути, повторили аргументы защиты, которые последние пять месяцев считали несостоятельными.
Громкий резонанс вокруг этого дела поднялся только в последние месяцы, а апогея достиг в конце прошлой — начале этой недели после того, как все тот же Дорогомиловский районный суд отказался перевести Павликову под домашний арест. История надломленной девушки, по ночам зовущей в тюрьме маму, уже даже не говорящей —шелестящей на суде, нервно стреляющей глазами по сторонам и явно уже не понимающей, как выбраться из бесконечного кошмара, объединила людей самых разных взглядов, от радикально прокремлевских до радикально оппозиционных.
Если власть думала, что этим процессом она преподаст общественности некий урок типа «не говорите в Telegram про свержение режима», как когда-то наглядно показывала всем «болотным делом», что полицию бить нельзя, то она пока что показала ровно обратное. А именно, что у тех, кто должен по идее охранять конституционный строй от серьезных на него покушений, на самом деле нет цели сохранности режима, а есть желание рисовать уголовные дела совсем молодым людям, просто чтобы их помучить, чистого садизма ради.
Гражданское общество хотя и сумело невероятным напряжением сил добиться хотя бы временного смягчения меры пресечения для девушек, тоже столкнулось с трудностями. Единение длилось недолго: спустя пару дней одни решили делать в поддержку девушек несанкционированную акцию, другие ее осудили (я сама являлась сторонником точки зрения, что акцию лучше согласовать с властями). Одни винили других в отсутствии внимания к судьбе самих девушек, которым неосторожные действия могли повредить; другие винили первых в соглашательстве и попытках решить вопрос кулуарными переговорами. В итоге мероприятие обошлось без инцидентов, вопреки всем опасениям, и прошло, несмотря на сильный дождь, вполне успешно и достойно.
Итак, что же помогло девушкам — хотя бы временно? Кулуарные переговоры одних заступников? Марш с игрушками других? Петиция третьих? Мне кажется, помогло как раз именно сложение (пусть и невольное) общих усилий и методов. Вокруг девушек к началу этой недели сформировалась максимально широкая коалиция: от главного редактора Russia Today Маргариты Симоньян до оппозиционного публициста Сергея Пархоменко. Таким образом, противники девушек при всем желании не могли приписать их к какому-то флангу, а бороться со всеми одновременно не может даже всесильное ведомство.
Анна Павликова в судеВладимир Песня / РИА Новости
Кроме того, (тут стоит отметить работу защиты и структур общественной поддержки) вокруг Павликовой и Дубовик сложились все обстоятельства, которые сделали проявление милосердия в ним возможным.
Что дальше?
А мы вообще сейчас находимся в самом начале процесса. По делу проходит еще восемь мужчин, разных возрастов, часть из них сидит в СИЗО. Еще предстоит рассмотрение дела по существу, и вот тут оптимистичный прогноз пока дать сложно.
Даже так. Если общество сейчас расслабится и даст этому делу уйти во всепоглощающий медиапесок, то всех фигурантов — да и сегодняшних девушек тоже — посадят на немаленькие сроки. Мы победили в сражении, но предстоит выиграть войну. Дело «Нового величия» должно быть закрыто, а силовики должны навсегда получить урок, что их действия в жанре провокации не только незаконны, но и неприемлемы. В таком методе политического сыска, в такой работе «охранки» современное российское общество не нуждается. Да и власть не нуждается, на самом деле. Сразу оговорюсь, что данный тезис не отменяет борьбу с терроризмом, насилием, реальными, а не мнимыми угрозами. В случае же «Нового величия» достаточно посмотреть сегодня любой фотокадр из суда, чтобы понять всю мнимость угрозы. Современные 18-летние — это дети. И сегодня в стеклянных камерах в зале суда сидели даже не девушки, девочки. Всем присутствовавшим это было очевидно, вне зависимости от политических или иных взглядов.
Второй фактор, кроме постоянного напоминания об этом деле, который является главным условием и единственной возможностью хоть какого-то успеха, — это поддержание хрупкого «водяного перемирия» в лагере сторонников. Чем больше будет взаимных оскорблений, чем больше все скатятся в ругань между собой, тем меньше шансов, что две девушки и восемь молодых людей не уедут в отдаленные колонии на огромные сроки.
В Москве суд отпустил из СИЗО девушек из «Нового величия». Репортаж Znak.com
Хорошим вариантом решения проблемы стала бы, например, амнистия по статье 282 после ее смягчения. Это позволило бы не только защитить Павликову, Дубовик и остальных по этому делу, но и помочь огромному количеству фигурантов дел по этой статье за мемы в соцсети «ВКонтакте» и комментарии на форумах. Такие нелепые, но страшные уголовные историй этим летом, кажется, стали случаться каждый день. И в каждую из них включиться в таком масштабе общество не сможет — слишком уж много случаев.
Если все группы поддержки, невзирая на свои различия, сложат усилия, суммируют лоббистский и медийный потенциал, добиться такой амнистии вполне реально. Все только начинается.
Предстоит большая битва.
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Источник: