FaceКадр YouTube
Русский рэпер Face (Фейс) выпустил новый альбом «Пути неисповедимы», в названии которого неслучайно спрятался Путин. Это 23-минутное строго политическое высказывание, аналогов которому в современной русской музыке еще не было. И это довольно неожиданно, потому что его 21-летний автор прославился такими строчками, как «Еду в магазин Gucci в Санкт-Петербурге, она жрет мой ***, как будто это бургер» и «Я *** жену Обамы, мне сосала дочка Трампа». Фейс, правда, некоторое время назад предупреждал, что все это были шуточки и он вот-вот запишет серьезный альбом, но заявления певца с таким бэкграундом выглядели сомнительно, чтобы не сказать комично.
И все же альбом получился серьезным. Здесь нет иронии и самоиронии, заявления делаются прямые, хлесткие и однозначные. И для многих очень неприятные. Герой рэпера живет в мире, существование которого «официальная Россия» просто не признает, и тем не менее он гораздо ближе к реальности, чем прямые эфиры на центральном телевидении. На обложке альбома — Россия Фейса: увитый колючей проволокой труп двуглавого орла с коммунистической звездой вместо короны, серпом и молотом вместо скипетра и державы и нефтяной качалкой вместо сердца.
Люди в этой России — жертвы. «У людей в глазах одно бессилие / Здесь жертва виновата, если её изнасилуют / Глупость, грубость, воровство — в их руках сила/ У свободы слова здесь п/ж, это Россия».
Если сравнивать страны с временами года, то Россия Фейса — это осень. О справедливости в этой стране речи не идет: «Ваша мать коррупция, наша мать — верность / Но вам при этом „Бентли“, а нас — в лагеря». Поэтому и подчиняться существующему здесь «закону» нет смысла, герой релиза, подобно старым уркам, находится «в отрицалове»: «Мой отец ждет меня у ворот рая / А пока — 105-я, 162-я».
Но, несмотря на строчки про рай, нет спасения от этой безысходности в здешних религиозных культах. Фейс обвиняет Церковь: «Свечи в церкви стоят больше хлеба в магазинах / Те, кто служат там, развозят шлюх на лимузинах» и тут же выносит ей приговор: «На блатных номерах дьякон мчит прямо в ад». Все оттого, что и сам Бог здесь — не эфемерная «высшая сила», а сила вполне конкретная: «Бог любит карать, здесь бог — это власть». Государство здесь представляется слепым злом: «Наша родина воистину прекрасна / Квадрат из черной краски, мы все в ее пасти / Варианта два здесь — [лицом] в пол, либо в маску». А если Левиафан вдруг обращает на кого-то свое внимание, лучше поскорее уносить ноги: «Ты держава, но ты это лишь воображаешь / Братьев убиваешь, сразу после угощая / Ты заваришь им тоски, а вместо сахара — отчаяния / Заберешь чужое и ты сделаешь своим / Я читал историю России и в курсах за…»
При этом в музыкальном смысле у рэпера все в полном порядке. Легко можно себе представить слэм в клубах под отдельные бэнгеры. Например, под «Залетаю в магазин, выпускаю магазин / У меня на это есть тысяча причин / Я как минимум устал от картин на наших улицах / Нищета и Фемида-богохульница». Почти невозможно представить себе, что эти строчки будет орать толпа, но почему-то кажется, что будет.
Фейса уже ругают за очевидность сказанного. Но это как посмотреть. Для одних, политически подкованных, это и вправду банальность. Но для других, в силу возраста или инерции не подвергающих сомнению реальность Первого канала, слова рэпера вполне могут стать поводом задуматься. Это и делает высказывание Фейса ценным: преуспевающий поп-музыкант вдруг ломает привычный порядок, в котором шоу-бизнес — не место для политики.
Фейс наверняка понимает, что с такими треками в России его на «Золотой граммофон» не позовут. Более того, он рискует деньгами — не исключено, что организаторов его концертов могут начать прессовать и музыкант останется по крайней мере без части дохода. Одно это уже вызывает уважение на фоне беспринципных «молодых звезд Ютуба», готовых за мелкий прайс облизать любую сволочь.
Роспотребнадзор объяснил опасность для детей песен Тимати, Бузовой и Монеточки
Можно сказать, что Фейс слишком прост. А можно сказать, что это ответ интеллигентской зауми и рефлексии Оксимирона или Хаски, где метафору сначала надо найти и считать, а уж потом поразиться смелости автора.
В релизах высоколобых рэперов много рефлексии по поводу действительности. Но прежде чем эту действительность интерпретировать, неплохо бы для начала ее описать. Этим и занят Фейс. В «стране-заточке» нет времени читать книжки и потом витиевато раскрывать свой сложный внутренний мир. Тут надо просто встать и сказать: «Здесь покупные судьи ломают людям судьбы / Чемпионаты мира — повод распилить бюджет / Но всем *** на всё это среди серых этажей».
Хип-хоп, каким мы его полюбили, начинался не с поэзии, а с ясных заявлений, актуальных для потерянной молодежи: Fight The Power, F**k The Police.
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Источник: