Наш журналист Марина Малкова с самого начала наблюдала, как развивается ситуация у санатория «Утес», и видела полное отсутствие координацииZnak.com
За три дня в Челябинской области открыли три карантинных центра для наблюдения за гражданами Китая, возможно, контактными по коронавирусной инфекции: один на базе инфекционного отделения медицинского центра «Северный» в Миассе, два — в корпусах санаториев-профилакториев «Тополек» в Варненском районе и «Утес» в районе поселка Рощино в Сосновском районе. Два последних закрыли за сутки, причем в первый даже не успели привезти трудовых мигрантов, которых, к слову, выдергивают не из аэропорта, а прямо из дома. Официальная причина закрытия — протесты жителей окрестностей, которых заранее никто не поставил в известность о планах создания обсерваций рядом с их домами. Деревенский бунт — а дороги вышли перекрывать именно жители этих мест, а не «хронические активисты» из Челябинска, как сказал один из глав районов — показал серьезные пробелы и в управленческой работе верхних эшелонов власти, и в координации действий, казалось бы, в простейшей ситуации.
Первое, на что хочется обратить внимание: жителей действительно никто ни о чем не предупредил — ни на местном уровне, ни на областном. О том, что в регионе создается карантинный центр, причем создается в 300 километрах от Челябинска, в глуши, на юге региона, вечером в пятницу, 7 февраля, сообщили журналисты — к ним обратились жители деревень, встревоженные тем, что в небольшом реабилитационном центре для пенсионеров что-то происходит, а в интернете гуляет постановление о создании там обсервации. На тот момент деревенским никто сколько-нибудь авторитетый не пытался что-то объяснить или рассказать. Даже мы, обладая контактом с представителями региональной власти, добивались хоть какого-то официального комментария три часа.
Уже к ночи по телеграм-каналам пресс-службы минздрава и минсоца дали первую информацию, уверяя, что все будущие постояльцы обсерваций абсолютно здоровы. Но 90% жителей сельской местности не читают «телеграмы» и сайты интернет-изданий. Они смотрят телевизор и слушают радио, еще газеты читают. Почему, имея в активе медиахолдинги, которым в том числе фактически подконтрольны все районные газеты, ни один из представителей власти не дал официального развернутого комментария по ситуации? Заранее не дал.
А ведь люди действительно просто напуганы, они читают соцсети, слушают то, что тетя Маша рассказала тете Свете, и смотрят телевизор, где на всех каналах коронавирус — это противочумные костюмы и страшные цифры. И логично, если к ним в санаторий, где лечатся бабушки и дедушки, везут кого-то не местного, кого-то из того страшного мира «скафандров», они будут пугаться.
Страх и неинформированность рождают панику. И именно в этой ситуации нужны были официальные заявления медийных лиц.
Варна показала провал. Но не научила ничему. В утрированном виде ситуация повторилась в Рощино: первых «постояльцев» в детский (!) лагерь «Утес» завезли в ночь. То ли думали, что не заметит никто, то ли — обойдется. Ну и «мизндрав же сказал, что везут здоровых людей» (правда, везут на скорой помощи, в медицинских масках и под покровом тьмы).
Жители Рощино вышли на стихийный митинг из-за открытия карантинного центра
Почему не сказали и не показали, что вот они, граждане Китая — не кусаются, «чумой» не болеют, тут живут круглый год, убегать никуда в течение 14 дней не собираются, понаблюдаются и разъедутся по домам. Но нет. Даже когда люди собрались на площади и в голос начали говорить: мы не против этих приезжих, но нас никто не предупредил, мы ничего не знает, к ним вышел только главный врач местной ЦРБ — человек, который лечит людей, а не раздает круглый год комментарии. Понятно, что он по-своему попытался объяснить что-то жителям, но заявления вроде: «сейчас мир изменился, и надо приспосабливаться жить в новых условиях, где много вирусов», — явно никого не успокоили. И тут же мимо прямиком в «Утес» едет карета скорой помощи, в которой люди видят снова «китайцев в масках».
Это стало спусковым крючком — не для активистов, понаехавших из Челябинска (так считает и пытается всем донести эту мысль глава Сосновского района Евгений Ваганов), а именно для жителей расположенных в округе поселений: мужиков, где-то выпивших для смелости, бабушек, женщин с колясками.
Никакой внешней организующей силы среди тех, кто через полчаса перекроет въезд в профилакторий и буквально живой стеной встанет перед легковым медицинским автомобилем с еще двумя гражданами КНР, не было. Хотя так удобнее представить и районной власти, и вице-губернатору Станиславу Мошарову, и оперативникам центра «Э». Нет, это были самые обычные жители Рощино, Есаулки и Ужовки.
Отбиваться к людям снова послали человека, который должен был всего лишь выполнить техническую работу по размещению иностранцев, — заместителя главы областного минздрава Евгения Ванина. Он три часа стоял на морозе вместе с жителями, пил с ними чай, отказывался от спиртного и пытался донести хоть что-то. И ему никто не помогал, пока не приехал его прямой руководитель — глава минздрава Юрий Семенов. Причем зная, что ситуация явно находится не под контролем, приехал без сопровождения, на личном автомобиле. Потому что он врач. И он никогда не сталкивался с недружелюбно настроенными людьми. Его зажали в кольцо и не давали говорить, а все сказанное воспринимали в штыки.
Тот же Мошаров (которого здесь тоже в лицо никто не знает) был в Есаулке на встрече с жителями и приехал лишь к вечеру, когда власть уже сдалась и объявила, что карантинного центра тут не будет.
Купировать бунт не смог, да и не пытался никто из властей. Проще оказалось заявить, что всех вывозят, потому что услышали просьбы жителей, и откроют обсервацию в другом месте. И там повторится ровно то же самое?
Еще один момент — работа полиции. Когда на митинг собираются «навальнята», у нас стягивают гарнизоны. У «Утеса» же разруливать ситуацию сначала не пытался вообще никто, кроме одинокого сотрудника ДПС. Потом подоспела полиция Рощино. Стражи порядка не могли ни прекратить перебранки двух-трех нетрезвых мужчин, ни хотя бы прекратить бесконечный въезд автомобилей к территории санатория. Когда на узкой лесной дороге в ряд выстроился десяток машин местных жителей, заблокировавших в том числе и медицинский автомобиль с двумя перепуганными женщинами-китаянками, и машины полиции, стало действительно страшно. Одна неосторожная фраза, и все могло закончиться плохо. При этом автомобильный въезд там один, остальные только для пешеходов. Что мешало выставить оцепление перед ним и не пускать машины — непонятно. При толпе в 50–70 человек на место не прибыл для координации работы ни один высокопоставленный представитель главка МВД. Лишь один майор на старенькой иномарке пытался как-то понять, что происходит и распутать ловушку из машин, вежливо и по-свойски общаясь с местными.
С полицией вообще все было непонятно: они то уезжали, то приезжали, А в конце, когда все уже успокоились и начали расходиться, неожиданно задержали одного нетрезвого мужчинуZnak.com
«У всех же сейчас разные функции. Росгвардия занимается одним, полиция другим, у всех своя работа, свои заботы», — сказал Евгений Ваганов. На вопрос о межведомственной координации ответить не смог.
Жители Челябинской области перекрыли дорогу к карантинному центру по коронавирусу
И еще одно — сам факт открытия таких центров вне медицинских учреждений — в детском лагере и пансионате для пенсионеров, то есть в социальных объектах. Посмотрите: в Миассе, где людей поместили в инфекционное отделение, тишина. Все знают — иностранцы в больнице, под контролем врачей, беспокоиться не о чем. Но ни «Тополек», ни «Утес» такими учреждениями не являются. Это объекты социальной защиты населения (минсоц, к слову, в решении проблемы не проявил себя никак. Ни министра Ирины Буториной, ни ее зама в «горячих точках» не было).
И в этой части недовольство жителей действительно понять можно: почему людей, которых сами министры называют здоровыми, но контактными по коронавирусу, отправляют туда, где нет ровным счетом ничего для реальной изоляции. Жители справедливо отметили, что все карантинные меры тут ограничатся мытьем полов с хлоркой.
Формально — да, учреждения подходят под обсервации, оборудование в них стали завозить из местных больниц (в «Утесе» этот процесс координировал глава Сосновской ЦРБ, который потом посетовал, что придется теперь все обратно везти), но жителям это действительно объяснить сложно. Для них это детский лагерь, куда потом придется везти своих детей на отдых.
По словам главы минздрава Юрия Семенова, найти учреждение с медицинским профилем сложно — как правило, они заполнены пациентами, которых нельзя просто так взять и выселить. Но для чего создан штаб по профилактике коронавируса, который должен был четко просчитать, как, куда и в каком количестве везти контактных жителей: государственных лечебниц немало, наверняка, можно избежать «попадания» в детский лагерь или профилакторий в центре Варны.
Жители не пустили машину, в которой везли двух гражданок Китая, в детский санаторий. Они несколько часов сидели в этом автомобилеZnak.com
Да, граждане Китая тоже высказывают недовольство, если условия проживания будут плохими. Но ведь со всеми можно договориться. Судя по перепуганным китаянкам, полтора часа просидевшим в заблокированном жителями автомобиле и боявшимся поднять глаза к окнам, никто с ними никаких разговоров не вел. И, наверное, если они пожалуются в консульство, то будут правы. Потому что они такие же люди, только оказавшиеся с другой стороны непростой истории.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: