Продвигаемый Шумковым туристический кластер в Далматово рискует умереть не родившись

Игорь Пушкарев

Признаюсь, идея врио губернатора Курганской области Вадима Шумкова превратить маленький городок Далматово, расположенный на северо-западе региона, в крупный туристический кластер, озвученная им еще в прошлом году, была мною воспринята позитивно. Это, правда, очень крутая задумка. Главное, что есть в Далматово — это Успенский мужской монастырь. Он был основан более 400 лет тому назад, обладает хорошо сохранившимся каменным кремлем. Само это место, дошедшее до нас, — наглядная иллюстрация к нескольким томам истории России. Присоединение Сибирского ханства Ермаком, церковный раскол, Пугачевское восстание, Гражданская война и гонение Церкви в советский период — эта земля видела все это. Более того, для постепенно вымирающего 12-тысячного Далматово туризм как дополнительный источник занятости и денежных средств был бы сейчас кстати. Но нет. Мой личный опыт, полученный в минувшие выходные, показал, что турист Далматово не нужен. Он здесь элемент чужеродный и даже гонимый.

В Далматово я был в последний раз около 10 лет тому назад. Проездом из Тюмени. Просто остановились с сыном, чтобы поглазеть на уникальный для уральских мест каменный кремль старинного монастыря. Далматовский к Екатеринбургу, где я живу, ближе всех, 180 километров всего. Верхотурский — на 100 километров дальше и сохранность (на тот момент) похуже. Тобольский — куда мощнее, но много дальше. От Екатеринбурга до него почти 700 «верст». Тогда, 10 лет назад, Далматовский кремль Успенского мужского монастыря и монастырские постройки внутри него произвели на меня двоякое впечатление. С одной стороны, любопытно воочию увидеть великолепие каменной крепости, которая хоть и строилась поздно, с 1713 по 1761 год, но с явной оглядкой на более ранние, средневековые образцы фортификационных сооружений центральной полосы России. С другой стороны, было очевидно, что редкое для Урала оборонительное сооружение пребывает в запущенном состоянии и постепенно разрушается.

Игорь Пушкарев

Предложение восстановить кремль и собор Успения Пресвятой Богородицы, которое в октябре 2018 года Шумков озвучил на встрече с главой Минкульта РФ Владимиром Мединским, совместные поездки главы региона и уральского полпреда Николая Цуканова в Далматово весной — летом этого года, в рамках которых прорабатывался вопрос о превращении исторического города в туристический кластер. Все это вызывало надежду и желание вновь посетить Далматово с семьей. Сделать детям наглядный экскурс в историю Сибири и Урала, тесно переплетенную с историей России.

Само начало небольшого семейного путешествия обнадеживало. Дороги на подъезде к Далматово, которые еще несколько лет тому назад славились своей убитостью, сейчас активно ремонтируют. Хорошо. Навигация к историческим и памятным местам есть. Прямо на въезде в город гостей встречают коричневые дорожные указатели «Далматовский Успенский мужской монастырь». Внутри города они продублированы. Сбиться невозможно. Снова хорошо. Кажется, еще чуть-чуть и попадешь в туристическую Мекку с гостиницами, кафе, развалами сувенирной продукции и многообразием активностей для гостей, приехавших погрузиться в историю и культуру Урала.

Игорь Пушкарев

Ошибка, ничего этого здесь нет. Ближайшие гостиницы расположены за 60 километров от Далматово, в Шадринске, соседнем райцентре (проверил через сервис Booking.com). Крайне неудобно для людей, приехавших издалека и понадеявшихся провести здесь с толком и пользой выходные. 

Местная жительница, у которой моя жена пыталась выяснить, где поблизости от кремля есть хотя бы какое-то кафе (был обед и надо было кормить детей), честно призналась, что в городе ничего такого нет. 

Есть только придорожное кафе на трассе со стандартным набором жирных блюд, приправленных, как водиться, перцем и майонезом. Для водителя-дальнобойщика такое, может быть, и пойдет. Для безопасного семейного обеда вряд ли. Чуть позже, на одной из соседних улиц обнаружился все-таки аншлаг некоего кафе. Однако набор предлагаемых им услуг оказался ориентированным явно не на туристов, а на проведение свадебных застолий и поминальных обедов.

Игорь Пушкарев

В итоге перекусили продукцией из магазинчика с вывеской «Юргамышские колбасы». Импровизированный стол пришлось организовывать на сиденье собственной автомашины. Тут же родилась следующая проблема. «Мама, я хочу в туалет», — попросилась дочь. Из положения пришлось выходить при помощи «ближайших кустиков». Спасибо одному заброшенному пустырю. Другого, цивилизованного способа отправить свои естественные потребности понаехавшим в курганском туристическом кластере не предусмотрено. По крайней мере, намеков на него мы обнаружить не сумели. 

Апофеозом этого семейного мини-путешествия стало посещение самого кремля. Дорогу в него преградил мужчина средних лет с популярной в 1990-х годах массивной серебряной печаткой на руке и в черном форменном обмундировании с надписью «Охрана» на спине. 

Без лишних церемоний он потребовал от семейной пары с двумя детьми покинуть комплекс. «Вы как одеты? На вас же шорты! Не понимаете, что ли, это культурное место, а ваши коленки смущают настоятеля! Вон он стоит», — заявил с ходу охранник.

Игорь Пушкарев

Меня, попытавшегося что-то уточнять, он потащил внутрь ограды к аншлагу, который сообщает, что войти можно только в «традиционной одежде». Для мужчин это длинные брюки и рубаха, для женщин платки на голову и юбки до полу. Ничего не попишешь, церковный дресс-код — он и при температуре +25 дресс-код. Пришлось ретироваться и заранее приготовленный исторический экскурс читать детям, прохаживаясь снаружи старой крепости.

Слава богу, рассказать было что. Далматовский монастырь был основан в начале XVII века иноком Далматом из Невьянска на землях татарского мурзы Илигея в пойме реки Исети. По одной из версий, Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) приходился родственником Илигея. До монашеской обители место именовалось «Белое городище» и могло быть связано еще с более ранним периодом в истории Урала — с обитавшими здесь манси или с монгольским нашествием в XIII веке. Обитель несколько раз разорялась. Так, в сентябре 1651 года она была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея, потомка Кучума. В 1659 году по распоряжению московского царя Алексея Михайловича пустынь преобразовали в монастырь и поручили тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву его охрану. Сам Далмат и его сын Исаак некоторое время не принимали церковной реформы патриарха Никона и обвинялись в старообрядчестве. 

Игорь Пушкарев

Сохранившийся до наших дней каменный кремль вокруг монастыря строился в первой половине 18-го века. В то время кремль в самом деле выполнял роль фортификационного сооружения, оберегавшего священнослужителей и местных жителей от набегов кочевников. В 1774 году Далматовский кремль стал одной из немногих крепостей на Урале, которая смогла выдержать осаду и несколько приступов отряда пугачевцев под командованием челябинского есаула Прохора Пестерева. Наконец, во время революции кремль и монастырь пытались сжечь.

Попутно пришлось что-то придумывать по поводу детских вопросов о том, почему шорты, футболки, свитера и сандалии не являются «культурной одеждой». И почему непарадная часть кремля, та, что смотрит на реку Исеть, разрушается, да так, что ходить здесь приходится, переступая через кирпичи 18-го века, выпавшие из кладки.Цуканов и Шумков задумали превратить духовную столицу Зауралья в туристический кластер

Конечно, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Это справедливо. Но к чему тогда светские власти позиционируют Далматово как туристический кластер? Не справедливее ли назвать его «паломническим центром»? Это, по крайней мере, позволит отсечь все лишние для восприятия этого места вопросы. Не придется охране вспоминать забытый школьный курс английского, чтобы объяснять гипотетическим заезжим иностранцам, почему они здесь без брюк и юбок до полу — персоны нон-грата. В противном случае, надо как-то договариваться с монастырским руководством по поводу демократизации пропускного режима. Иначе туристический кластер здесь не построить. Иных достопримечательных мест такого же уровня привлекательности в Далматово нет.

Впрочем, оба варианта развития событий не отменяют необходимости провести реконструкцию монастырской обители и дооснащения территории необходимыми для комфортного приема гостей сервисами.

P. S. Личное мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник: www.znak.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоё направление
Добавить комментарий