Когда-то знаменитый французский писатель и философ-моралист XVII века Франсуа де Ларошфуко писал: «Наши недостатки есть продолжение наших достоинств». Глядя на Бориса Дубровского спустя четыре с половиной года его губернаторства — прекрасно понимаешь всю правоту этой фразы.
Дубровский — не хороший и не плохой. Он такой, какой есть. Продукт своего времени и той среды, в которой вырос, жил и работал. Если это держать в уме, многое из того, что и как происходит в регионе, становится предельно понятно. И стиль управления, и те или иные решения, и удачи, и неудачи. И причины его непопулярности.
Представьте себе теплицу. Хорошую, большую, фабричную. Там, где процессы давно в общем-то автоматизированы и отлажены, свет светит все 24/7/365, поливка строго по графику и по норме, как и удобрения. И саженцы в итоге вырастают крепкие, сильные (пусть и немного искусственные).
И вот берут самый крепкий из саженцев, выдергивают из тепличного грунта и пересаживают в голую степь. Одного, без коллег-саженцев из соседней грядки. Всем ветрам открытого. А грунт — незнакомый. А поливка — когда придется. И сорняки какие-то рядом… Ну и крутись, братец, но вырасти должен и урожай принести.
Борис Дубровский — вот такой вот саженец из теплицы ММК.
Увидев, что он сильный управленец (а гендиректора такого уровня не бывают слабыми, если они не родственники владельцев), его вытащили из грунта и пересадили в совершенно незнакомую ему до этого почву — систему государственной власти. Ну потому что посчитали, что предыдущее растение сорта «Юревич» окончательно стало сорняком.
А система управления совсем другая. Точных датчиков расхода металла, электроэнергии и прочего — нет. Скорее наоборот, так уж у нас во власти принято, что врут (ок, лукавят) почти все, почти всегда и почти по любому поводу.
А Борис Александрович — человек, хоть и не лишенный искренности и эмоций, но в силу всей своей «прошлой жизни» предельно рациональный. Как он сам говорил на своей первой пресс-конференции, на посту главы региона он оказался не от того, что в области все хорошо. И этому можно верить. Но задачи ему на деле ставили не избиратели, а президент. Ровно так же, как на комбинате задачи ставит собственник, а не рабочие. Соответственно, директора куда больше волнует то, что о его работе думает собственник, а не мастера в цехах, а губернатора Дубровского (во всяком случае, до последнего времени) — мнение о себе в Москве, точнее, в одном кабинете.
Что мог, «губернатор-директор» Дубровский выполнил. То, что и должен выполнять качественный директор, приходящий на проблемный актив.
Долги по большей части срезал, структуру более-менее оптимизировал, социальную нагрузку («Трактор» там и прочее) принял как должное, хоть и не совсем ему понятное. Тенденции, исходящие сверху, прочувствовал, план развития предприятия (тьфу, области) вроде бы составил, строительство нового участка (опять тьфу — прием саммитов и стройка инфраструктуры к нему) пробил наверху. Ну и по мелочи — рост бюджета, ВРП, зарплат, и прочее антикризисное — перинатальный центр и онкополиклиника, разруливание проблем с дольщиками «Академа» и «Речелстроя». Красавчик же!
Пять главных реплик с пресс-конференции Бориса Дубровского
Но… И вот тут начинаются недостатки. А они все оттуда же — от достоинств. От предельной рациональности.
У Дубровского не было поставленной задачи не просто возглавить область, но стать в Челябинске своим. Не было жестко поставленной задачи сделать так, чтобы понравиться населению или медиа (это вообще как? Что значит «нравиться рабочим? А зачем?»). Он, собственно, и не старался. В конце концов, есть же специалисты, начальники цехов (тьфу снова — профильные министры и вице-губернаторы).
Ну и так далее. Говорят, Борис Александрович так и не обзавелся собственным жильем в Челябинске. Если это верно, то что может быть показательнее? Даже если это обусловлено сугубо бытовыми или личными причинами.
Политика — это не только про управление. Это еще и про любовь.
Про то, чтобы понравиться. Тем самым рабочим или обычным жителям. Пусть иногда про любовь, фальшивую, показную, притворную. Но иногда — настоящую. К людям. К месту, где живешь и работаешь. Я не говорю, что Борис Дубровский не любит людей. Любит, конечно. Он ведь человек. Тоже человек… Но на его месте недостаточно просто хорошо выполнять задачи, поставленные сверху, и строить планы на будущее. Даже самое светлое будущее. Здесь нужна любовь. Не перепоручить мелкому клерку или начальнику цеха решить проблему человека, а сделать это самому. Устраивать взбучки, если по делу, не на закрытых совещаниях, а при всем честном народе.
И тогда не придется удивляться, и расстраиваться, и чувствовать себя непонятым — почему меня освистывают на хоккее? «Трактор» ведь бронзу взял…
Что же до семейного бизнеса…
Борис Дубровский стал богатым человеком еще до того, как стал губернатором. Красавец! И все свои доходы и имущество честно декларирует. И правильно делает.
И сам бизнес, который он переписал на сына (кстати, ряд основных компаний — только в июне 2018 года) — открытый и прозрачный, платит налоги и зарплаты. Конечно открытый — при наличии порталов госзакупок и налоговой службы.
Готов согласиться, что если кто-то выигрывает госконтракты, значит, делает лучшие предложения. Или единственные. Все чаще — единственные…
Понятно, почему этот вопрос на пресс-конференции был Борису Александровичу «эмоционально неприятен», и понимаю, что ему не очень понятно, почему он должен «оправдываться».
Никому не хочется оправдываться, тем более когда речь идет о семье.
Но такова твоя жизнь, если ты политик. Открытая, публичная, прозрачная, когда чувствуешь себя словно голым все 24 часа. И правда в том, что если бизнес семьи во время правления получает госконтракты, которых до этого не получал, значит, будут задавать вопросы и будут об этом рассказывать. Даже в современной России. И лучше, если это делают безобидные в общем-то журналисты. А не более компетентные органы, не приведи б-г. Тогда это будет еще более эмоционально неприятно. И вот этого я не пожелаю даже врагу.
Я не знаю, останется ли Борис Дубровский на следующую пятилетку. Это решать сначала одному кремлевскому избирателю, а потом и жителям области. Но прекрасно помню старую поговорку про то, что любой следующий начальник хуже предыдущего.
Правда, я не хочу, чтобы это было единственным аргументом в пользу действующего губернатора…
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов. Она может не совпадать с мнением редакции или других сотрудников издания.
Источник: