Россия может продавать не только нефть и металл. Как научить экспорту некрупный бизнес?

Instagram @skolkovoschool

В Китае доля малого и среднего бизнеса в совокупном экспорте страны составляет 68%, в Турции — 60%, в Германии — 49%, в России же этот показатель составляет всего лишь 2%. При этом он еще и является результатом существенного роста последних нескольких лет. По данным Федеральной таможенной службы России, количество компаний-экспортеров среди малого и среднего бизнеса растет хорошими темпами — за три года их численность увеличилась в 1,5 раза. 

Почему малый и средний бизнес в России почти не занимается экспортом?

По мнению представителей Минэкономразвития РФ, устойчивый рост экспортно-ориентированных малых и средних предприятий обеспечивается за счет появления госинститутов поддержки малого и среднего предпринимательства, а также программ господдержки по развитию экспортного потенциала среди малого и среднего бизнеса. Однако, работая с предпринимателями, обучающимися по программе Global Shift бизнес-школы СКОЛКОВО, мы обнаружили ряд других проблем, которые приходится решать с учениками, и помогать им преодолевать в первую очередь внутренние барьеры российских бизнесменов, которые серьезно тормозят развитие экспорта МСП в России.

Как ни странно, в основе медленного роста лежат в первую очередь культурологические и ментальные ограничения — слишком долго мы были за железным занавесом, по сути, отрезанными от остального мира, который до сих пор часто воспринимается как «черный ящик». Если в европейских странах или Америке бизнесмен очень часто уже в момент основания бизнеса задумывается, в какие страны он сможет поставлять свою продукцию и где открывать производство или склады, то для российского бизнесмена этот шаг рассматривается как какое-то пугающее будущее, которое хорошо если и не настанет, потому что в сознании несет больше рисков, чем очевидной прибыли.

Кроме того, большое количество малого и среднего бизнеса в России возникло ситуативно, а не из устойчивого желания быть предпринимателем. Сильным стимулом для принятия решения по открытию бизнеса зачастую является не идея бизнеса, а знакомства. И отсутствие этих знакомств в других странах очень пугает. 

Большинство же экспортных обучающих программ направлены не на то, чтобы в первую очередь проработать сам подход к бизнесу, переработать его структуру до готовности полноценно выйти на международные рынки, стать, не побоюсь этого слова, глобальной компанией, а лишь на то, чтобы продать существующий товар в другую страну. В действительности продавать что-то в отдаленные регионы России или в Южную Африку задача логистическая, а не управленческая. Компания становится реальным глобальным игроком тогда, когда масштабирует не продажи, а модель бизнеса.

В бизнес-школе «Сколково»Instagram @skolkovoschool

Выход на международный уровень: страхи и ошибки

Возможно, именно из-за культурологических нюансов мы периодически сталкиваемся с попытками выхода на экспорт «как в последний раз» — не проведя предварительных исследований, не изучив институциональную базу и культурные особенности, бизнесмен сразу арендует дорогой офис в другой стране или покупает предприятие, подходящее ему по профилю, и, получив предсказуемый негативный результат, возвращается на домашний рынок. Это в корне неверный подход. Всегда лучше потратить деньги на исследование и относительно недорогой эксперимент, который может уберечь от больших потерь, чем вкладывать все силы и средства на «прорыв». Задача бизнеса —разработать модель, систему для выхода за пределы домашнего рынка, а не опираться на удачу. Качественный выход за пределы возможен только тогда, когда предприниматель будет смотреть на свой бизнес глазами не только российского, но и иностранного партнера или инвестора, воспримет внутренний рынок не как домашний, а как первый (один из), где он вывел продукт, внедрил модель управления и достиг успеха.

Еще одна неправильная предпосылка менталитета российских бизнесменов — это отношение к зарубежным странам именно как к исключительно рынку сбыта, а не ресурсу, который может быть интегрирован в компанию. Как следствие — страхи по поводу возможной потери контроля над бизнесом, и локальным в частности, недоверие к иностранным партнерам и наемным сотрудникам. Вторая проблема, сразу отмечу, не имеет кардинального решения, а лишь возможности минимизации: оформление патентов на иностранных рынках, тщательное изучение законодательства, юридическая поддержка. Эти аспекты играют подчас решающую роль для безопасности вашего бизнеса за границей. 

А вот опасения потери контроля над локальным бизнесом — это своего рода маячок, что с самим бизнесом что-то не так. Свидетельствует о неразделенности функций менеджемента и собственника, о пробелах в управлении и самой структуре компании, не позволяющей бизнесу хотя бы какое-то ограниченное время функционировать самостоятельно. И это является слабостью бизнеса не только на международном рынке, но и на локальном. Бывало так, что бизнесмен приходил к нам на программу с расчетом тут же оказаться крупным экспортером, а большую часть времени мы тратили на то, чтобы просто выстроить его текущий бизнес в правильном ключе. Многие бизнесмены опасаются, что экспортное развитие может повредить их домашнему бизнесу, так как отвлечет ресурсы от его развития. Но ведь именно от этого мы их и предостерегаем!

Стать международной компанией — это реально

Не могу не отметить, что само по себе развитие компании, внедрение в ней международных систем управления и качества могут сделать из нее качественного международного игрока в рамках органичного развития на локальном рынке. Я знаю компанию, которая серьезно работала над качеством услуг по установке освещения на стадионах во время чемпионата мира по футболу в России и получила аккредитацию FIFA, теперь по этой рекомендации работает по всему миру.

Но самое интересное, что на этом этапе мы упираемся в другую ментальную ловушку. Часть российских бизнесменов просто этого не хотят. Им не нужен кратный рост компании на международном уровне вместе с ее трансформациями, они не хотят улучшать продукт, который неплохо продается на локальном рынке. И как поменять эту позицию, я, увы, не знаю. Могу только напомнить, что в бизнесе, если ты не бежишь вперед, то ты идешь назад. И рано или поздно все равно потеряешь свой уютный локальный рынок под напором более быстрых и активных игроков.

Global Shift — это образовательная программа бизнес-школы СКОЛКОВО, которая помогает предпринимателям превратить бизнес в международный. Это пять модулей по 5-7 дней в месяц, которые дадут компании возможность выйти на глобальный уровень. Здесь можно узнать об условиях участия и подать заявку.

Николай Верховский

Автор — Николай Верховский, профессор практики, директор по проектной работе Московской школы управления «Сколково», автор технологии Global Shift.

Партнерский материал.

Источник: www.znak.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоё направление
Добавить комментарий