Бог Яма – значение в буддизме и индуизме — megareseba

Яма, согласно ведийской мифологии, является богом смерти. Индуизм почитает его как хранителя мира (Локапалу), в его власти находится южная сторона (страна мертвых). В буддизме Яма превозносится как владыка ада, правитель города Вайшали.

В целом, божественная суть Ямы заключается в управлении царством мертвых. В числе его родственников называют сына Вивасвата и брата Ману, который один выжил после случившегося в давние времена великого потопа. Также у Ямы была сестра-помощница — Ями. По легенде, Яма и Ями считаются прообразами первых людей. Его же называют «первым умершим». Это произошло, когда он решил получше узнать мир, и во время путешествия оказался на небе. Так в мир людей пришло осознание смерти.

Изображение

Выглядит божество сурово, его всегда сопровождают две четырехглазые сторожевые собаки Сарамеи (сыновья Сарамы, а также собаки Индры по «Ригведе») и ворона — вестник приближения смерти. Они выступают в роли послов.

На рисунках божество наделено двумя или четырьмя руками со следующими атрибутами:

  • арканом или петлей для ловли людских жизней;
  • булавой, символизирующей власть;
  • мечом непривязанности для отсечения желаний и влечений в земной жизни;
  • жезлами как символами власти и силы.

В тексте «Гаруда пураны» говорится, что у Ямы в руках находится раковина, диск, булава и меч. Там же есть упоминание о его облике: «очень грешные люди видят внушающий ужас образ Ямы — у него огромное тело, он сидит на буйволе, с жезлом в руке. Громыхающий, как туча во время пралайи, чёрный, как гора сажи, ужасающе сверкая оружием, как молниями, в своей тридцатидвухрукой форме, ростом с три йоджаны, с глазами, подобными колодцам, с зияющим ртом, из которого торчат огромные клыки, с красными глазами и длинным носом».

Справка! Пралайя – период отсутствия активности во Вселенной.

В описаниях божество предстает в виде разгневанного существа с красными глазами и торчащими клыками. Его голову украшает корона властителя царства мертвых. Кожа Ямы синего или темно-зеленого цвета. Поверх тела на нем надето красное или синее одеяние.

Передвигается бог на буйволе, олицетворяющем страх смерти.

В индуизме

Само наименование «Яма» в переводе с санскрита означает «близнец» («йама»). Так в древнем мире обозначали двойных натур, двойников, противоположностей. Ученые предполагают, что по сути термин идентичен азиатскому «инь и янь». Но какой из терминов возник раньше другого доподлинно не известно.

В лице бога Ямы воплощена смерть и справедливость. Им первым было совершено самопожертвование в виде отказа от собственного бессмертия. Это послужило причиной для создания мира, в котором по сей день живут люди.

Первичные описания бога Ямы дают нам представление, что он является олицетворением Солнца, а сестра Ями стала его близнецом Луной. Согласно ведам, между братом и сестрой состоялся интересный диалог, в котором она пыталась склонить брата к близости. Но Яма отказал ей по причине невозможности родственной связи. Этот разговор лег в основу установленных впоследствии традиций и канонов, не разрешающих кровные браки у индусов.

Сборник песнопений «Ригведа» также упоминает Яму как символ Солнца. В тех же текстах есть описание божества в роли сына нового дня, рассвета — Вивасвата. Он же олицетворяет уходящую ночь Саранью и является дочерью Тваштары (создателя всего сущего, уникального мастера). Все это говорит о том, что Яма предстает перед нами в роли древнего, видимого Солнца как символа жизни, а после заката он же становится смертью. Со временем первоначальные сведения о Яме стали несколько другими и его функции приобрели новый смысл.

Легендарный курс по медитации без оплаты
Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Олицетворение смерти

Представления людей об устройстве мира постепенно менялись, поэтому и о божествах стали думать по-другому. Новый облик Ямы: его стали представлять бродящим среди живых в сопровождении двух собак-послов. Роль псов заключается в отлавливании живых душ, предназначенных для перемещения в иной мир. Мрачное описание этого действа не должно вселять ужас. Дело в том, что согласно индуистским верованиям, люди продолжают вести свои мирские дела после смерти, только не в этом мире, а в загробном.

Первоначальный облик Ямы как символа Солнца постепенно трансформировался в образ «первого умершего», который открыл дверь в загробный мир для всего сущего и людей. Его почитают в индуизме как божественного мирохранителя. Подробное описание его жизни и трансформации есть в «Ригведе» (гимн 14, мандала X).

В буддизме

Проявление бога Ямы в буддистской мифологии во многом схоже с египетским богом Осирисом. Он представлен в качестве судьи царства мертвых и властелина аналогов ада, рая и чистилища.

Образ Ямы в рисунках часто сопровождается ожерельем с черепами, специфическими жезлами (власть над подземными сокровищами), арканом для отлавливания душ и мечом.

На лице Ямы можно увидеть три глаза, символизирующих прошлое, будущее и настоящее.

Известно несколько воплощений божества. К примеру, Шиндже существует посередине загробного мира. В его руках меч и зеркало для рассмотрения кармы (аналог весов). Помогают Шиндже четыре помощника:

  1. с бычьей головой, с зеркалом правды в руках;
  2. с мордой обезьяны, взвешивает на весах добрые и злые дела;
  3. с мордой вепря, считает на счётах добро и зло;
  4. с тигровой головой, пишет на свитке приговор, которым определяется мера содеянного при жизни. а также определяется судьба и ад умершего.

По легенде, Манджушри (сподвижник Будды Гаутамы, он охраняет райские земли на Востоке и является учителем-проводником бодхисатв) смог усмирить ипостась Шиндже. В нем проявилась сама мудрость и суть бытия.

После усмирения ипостаси стало возможным появление Ямы-защитника, названного Дхармараджа. Его считают довольно сложным воплощением, в котором понятие «защита» очень условно. Русский перевод слова не может дать истинное описание сути данного воплощения.

Традиционные представления Ямы в роли защитника  Дхармараджи можно рассмотреть в нескольких вариантах.

  1. В виде внешнего проявления (на рисунках он с головой быка). В его функции входит защита людей от бед и невзгод со стороны внешнего мира.
  2. В виде внутреннего проявления. Необходимо для противостояния слабостям и порокам, исходящим изнутри человека.
  3. В виде тайны. Сюда можно отнести интуицию, своеобразные инстинкты, через которые божество подсказывает и советует верное решение.
  4. Ямараджа. О нем стараются не говорить во всеуслышание, т. к. его функцией является встреча человека в момент смерти.

Источник: miryogi.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Твоё направление
Добавить комментарий